Нормативы укладки тротуарной плитки

Прически

При выполнении работ по укладке тротуарной плитки следует руководствоваться требованиями государственных строительных норм – это СНиП 2.0502-85 и ДБН В.2.3-5-2001.

Исходя из функционального назначения определения параметров грунта и другого определяется какой толщины тротуарная плитка будет положена, а также вертикальный разрез необходимых слоев основания подстилающего слоя, на который непосредственно уложится плитка. Этим определяется глубина конструкции покрытия от предполагаемой поверхности покрытия, размеры выемки грунта.

Материалом для несущего слоя обычно служит щебень фракций 5-20мм 20-40мм. Толщина несущего слоя определяется проектом и составляет 14-70см. Материалом для подстилающего слоя служит мелкий щебень фракций 0-5мм или песок. Толщина подстилающего слоя должна быть 3-6см. Возможно добавление в подстилающий слой цемента.

Для покрытий в середине зданий в подстилающий слой также добавляют цемент и увлажняют.

От того, как выполнено основание под плитку, зависит в конечном итоге долговечность всей конструкции и, самое главное, покрытия из плитки.

В большинстве случаев, исходя из заданных условий, конструкция дорожной одежды и основания может быть определена проектными организациями.

Содержание
  1. Рекомендации крупного завода-изготовителя по укладке тротуарной плитки
  2. Нормы по укладке тротуарной плитки СНИП
  3. Нормы по укладке тротуарной плитки СНИП
  4. СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки
  5. Технология процесса
  6. Специфика укладки плитки в зимнее время
  7. Укладка гранитной брусчатки согласно СНиП и ГОСТ
  8. Достоинства
  9. Мощение
  10. СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки
  11. При выполнении работ по укладке тротуарной плитки следует руководствоваться требованиями государственных строительных норм – это СНиП 2.0502-85 и ДБН В.2.3-5-2001
  12. Рекомендации крупного завода-изготовителя по укладке тротуарной плитки
  13. Технология мощения гранитной брусчаткой
  14. Каким должно быть основание?
  15. Подготовка основания
  16. Укладка брусчатки
  17. Для песчаного основания порядок мощения будет выглядеть так:
  18. Для бетонного основания порядок укладки после подготовки песчано-гравийной подушки таков:
  19. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  20. 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ, УСТАНОВКА БОРТОВЫХ КАМНЕЙ
  21. 3. УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЯ
  22. 4. ПРИЕМКА РАБОТ
  23. 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
  24. 6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРОТУАРОВ

Рекомендации крупного завода-изготовителя по укладке тротуарной плитки

Укладка тротуарной плитки

1. Выбор тротуарной плитки

Для правильного выбора тротуарной плитки нужно:

    Шаг первый – определиться с функциональным назначением покрытия и определить нагрузки, которые оно будет нести; Шаг второй – подобрать необходимую толщину тротуарной плитки.

    для садово-парковых дорожек, тротуаров, придомовой территории, где исключена возможность заезда автотранспорта – толщина покрытия должна быть 4 см и более; для покрытия, где возможен заезд легкового автотранспорта – толщина покрытия должна быть 6 см и более; для покрытия с интенсивным движением транспорта, в том числе грузового
    (парковки, внутриквартальные проезды, грузовые терминалы), – толщина покрытия должна быть 8 см и более.

Чтобы покрытие было сдвигоустойчивое, рекомендуется:

    выбирать формы тротуарной плитки со специальной криволинейной формой (двойное Т, волна, соты); при использовании стандартных камней (кирпич, квадрат) укладку необходимо проводить с перевязкой рядов (ёлочка, сдвиг рядов);
    — шов тротуарной плитки не должен быть направлен параллельно движению транспорта (направление швов должно быть под углом 45° к направлению движения).

И еще: выбор тротуарной плитки зависит от эстетических предпочтений заказчика, и насколько гармонично будет смотреться выбранная плитка на конкретном участке.

2. Выбор необходимых слоев основания

Для правильного выбора необходимых слоев основания нужно:

    Шаг первый – определить тип грунта на участке и его несущую способность.
    От характеристик грунта зависит объём работ на участке по подготовке основания.
    Точно определить характеристики грунта по его просадочности, текучести, морозному пучению, набуханию и другие важные параметры можно только в лабораторных условиях. Наименьшие затраты по обустройству основания будут при песчаных грунтах, наибольшие – при глинистых.

Для простого экспресс-определения состава грунта на участке можно воспользоваться данной таблицей:

Велосипедная дорожка, периодический проезд легкового авто

Дороги в промзонах с движением грузовых автомобилей

Источник

Нормы по укладке тротуарной плитки СНИП

Нормы по укладке тротуарной плитки СНИП

СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки

Технология работ по укладке тротуарной плитки прописана ГОСТ 17608-91.

Подготовительный этап работ по укладке тротуарной плитки начинается с оформления необходимой документации:

Технология процесса

При возведении сборных тротуаров следует руководствоваться ГОСТ 17608-91, СНиП Ш-8-76, СНиП Ш-10-75, инструкциями ВСН-50-79/ВСН-26-76, а также ТУ 400-1-190-79.

Схема устройства сборных тротуаров содержит ряд элементов:

Непосредственно перед началом укладки тротуара выполняются следующие виды работ:

Работа производится с соблюдением такой последовательности:

ГОСТ, касающийся укладки тротуарной плитки предусматривает, что при сопряжении с дорогой бортовой камень должен быть устанавлен при монтаже дорожного покрытия. Ручная установка бортового камня производится с использованием спецзахватов.

Песок для подстилающего слоя подвозится автотранспортом или подается погрузчиком. Далее производится его выравнивание и уплотнение. Для уплотнения задействуются электротрамбовки или малогабаритная уплотняющая техника. После утрамбовки на основание наносится выравнивающий слой из ПБС.

В СНиПе допускается укладка тротуарной плитки с размерами сторон до 600 мм вручную при помощи захватов. Фигурные элементы покрытия монтируются вручную. Плиты укладываются поперечными рядами от одного края до другого. Перед началом укладки на основании размечаются ограничивающие линии, забиваются колышки и натягивается шнур.

Грани плит выравниваются по шнуру, натянутому вдоль укладываемого ряда. В местах возможного провисания выставляются маяки. ГОСТ на тротуарную плитку регламентирует ширину швов между смежными плитками габаритами до 600 мм в пределах от 5 мм до 8 мм. Швы заполняются ЦПС (цементно-песчаной смесью) из расчета 3:1. Если покрытие носит декоративный характер, то ширина швов может быть увеличена. Для контроля этого параметра используются шаблоны.

Уложенные плиты выравниваются при помощи деревянных трамбовок. Швы смежных плит не должны иметь уступов высотой более 2 мм.

Специфика укладки плитки в зимнее время

До наступления холодов целесообразно произвести подготовку земляного полотна, подстилающего слоя и основания. Возможна также укладка плит на бетонное основание. Подготовленный выравнивающий слой из цементно-бетонной смеси слоем до 1,5-2,0 см подогревается и хорошо укрывается.

Запрещается проводить работы по укладке плит при сильном снегопаде и температуре воздуха ниже минус 15°С. Заделка плиточных швов производится в теплое время года или подогретой смесью песка и цемента.

Контроль качества укладки тротуарной плитки выполняется по требованиям СНиП.

Укладка гранитной брусчатки согласно СНиП и ГОСТ

Брусчатка, изготовленная из гранита – это надежный и долговечный материал. На протяжении многих лет она используется для обустройства тротуаров и дорог, благодаря надёжности уже не одно столетие лежит на старинных улицах многих городов мира. Даже несмотря на то, что появились новые виды тротуарной плитки, гранитная брусчатка не сдает свои позиции, удачно благоустраивая территорию.

Достоинства

Популярность такой брусчатки объясняется очень просто. Хоть цена на нее выше, чем обычной плитки, она имеет ряд неоспоримых преимуществ:


Мощение

Для того чтобы выбрать брусчатку, наиболее подходящую вашим запросам, стоит воспользоваться ГОСТом 32018-2012. В нем указаны все типы покрытий из гранита и требования к ним.

В целях более гармоничного вписывания дороги или тротуара в окружающий ландшафт следует использовать СНиП III-10-75 по обустройству близлежащих территорий и приемке уже выполненных работ. Более актуальная версия данного документа носит название СП 82.13330.2016. Нельзя также обойтись без СП 78.13330.2012, в одном из разделов которого указано, как строить или ремонтировать мостовые из природного камня.

Процесс укладки уличной брусчатки схож с мощением обычной плитки, но из-за того, что стоимость первой выше, то и работы ценятся выше. Вкратце технология укладки такова:

Далее проводится проверка целостности покрытия, ширины швов, ровности поверхности. Только после такой приемки дорога или тротуар из гранитной брусчатки будут считаться готовыми к эксплуатации.

Читайте также:  Бабетта прическа для девочки пошаговая

СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки

Укладка тротуарной плитки должна происходит согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ. При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил: ГОСТ 17608-91; СНиП Ш-8-76; СНиП Ш-10-75; инструкции ВСН-50-79/ВСН-26-76; ТУ 400-1-190-79.

Укладка тротуарной плитки должна происходит согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ.

При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил:

На основании госстандартов для проведения работ оформляются документы:

Подготовительный этап работ включает в себя следующее:

Начальный этап укладки тротуарной плитки подразумевает создание стяжки, которая включает в себя:

Далее последовательность работ должна быть следующей:

Регламентирующий документы прописывают следующие стандарты:

Укладка тротуарной плитки в зимний период: правила и запреты

Разметка земляного полотна, насыпание подстилающего слоя и подготовка основания под плитку должно быть проведено до наступления минусовой температуре. Затем объект может законсервироваться до нужного срока.

При укладке плитки зимой необходим подогрев основания. Заделка швов также производится ппеском.

Тротуарную плитку в Москве вы можете приобрести в салоне «Прага». Мы специализируемся на продаже этого материала, поэтому у нас вы сможете найти самые разнообразные виды, формы, цветовые оттенки и размеры изделий.

«Прага» – сеть салонов тротуарной плитки, которая предлагает комплексный подход к благоустройству придомовой территории.

Вся представленная на сайте информация, касающаяся стоимости, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Скидки до 40%! Хранение на складе до 15.04.2018.

При выполнении работ по укладке тротуарной плитки следует руководствоваться требованиями государственных строительных норм – это СНиП 2.0502-85 и ДБН В.2.3-5-2001

При выполнении работ по укладке тротуарной плитки следует руководствоваться требованиями государственных строительных норм – это СНиП 2.0502-85 и ДБН В.2.3-5-2001.

Исходя из функционального назначения определения параметров грунта и другого определяется какой толщины тротуарная плитка будет положена, а также вертикальный разрез необходимых слоев основания подстилающего слоя, на который непосредственно уложится плитка. Этим определяется глубина конструкции покрытия от предполагаемой поверхности покрытия, размеры выемки грунта.

Материалом для несущего слоя обычно служит щебень фракций 5-20мм 20-40мм. Толщина несущего слоя определяется проектом и составляет 14-70см. Материалом для подстилающего слоя служит мелкий щебень фракций 0-5мм или песок. Толщина подстилающего слоя должна быть 3-6см. Возможно добавление в подстилающий слой цемента.

Для покрытий в середине зданий в подстилающий слой также добавляют цемент и увлажняют.

От того, как выполнено основание под плитку, зависит в конечном итоге долговечность всей конструкции и, самое главное, покрытия из плитки.

В большинстве случаев, исходя из заданных условий, конструкция дорожной одежды и основания может быть определена проектными организациями.

Рекомендации крупного завода-изготовителя по укладке тротуарной плитки

Укладка тротуарной плитки

1. Выбор тротуарной плитки

Для правильного выбора тротуарной плитки нужно:

    Шаг первый – определиться с функциональным назначением покрытия и определить нагрузки, которые оно будет нести; Шаг второй – подобрать необходимую толщину тротуарной плитки.

    для садово-парковых дорожек, тротуаров, придомовой территории, где исключена возможность заезда автотранспорта – толщина покрытия должна быть 4 см и более; для покрытия, где возможен заезд легкового автотранспорта – толщина покрытия должна быть 6 см и более; для покрытия с интенсивным движением транспорта, в том числе грузового
    (парковки, внутриквартальные проезды, грузовые терминалы), – толщина покрытия должна быть 8 см и более.

Чтобы покрытие было сдвигоустойчивое, рекомендуется:

    выбирать формы тротуарной плитки со специальной криволинейной формой (двойное Т, волна, соты); при использовании стандартных камней (кирпич, квадрат) укладку необходимо проводить с перевязкой рядов (ёлочка, сдвиг рядов);
    – шов тротуарной плитки не должен быть направлен параллельно движению транспорта (направление швов должно быть под углом 45° к направлению движения).

И еще: выбор тротуарной плитки зависит от эстетических предпочтений заказчика, и насколько гармонично будет смотреться выбранная плитка на конкретном участке.

2. Выбор необходимых слоев основания

Для правильного выбора необходимых слоев основания нужно:

    Шаг первый – определить тип грунта на участке и его несущую способность.
    От характеристик грунта зависит объём работ на участке по подготовке основания.
    Точно определить характеристики грунта по его просадочности, текучести, морозному пучению, набуханию и другие важные параметры можно только в лабораторных условиях. Наименьшие затраты по обустройству основания будут при песчаных грунтах, наибольшие – при глинистых.

Для простого экспресс-определения состава грунта на участке можно воспользоваться данной таблицей:

Велосипедная дорожка, периодический проезд легкового авто

Дороги в промзонах с движением грузовых автомобилей

Технология мощения гранитной брусчаткой

Каким должно быть основание?

Тип основания зависит от укладываемой брусчатки. Если брусчатка полнопиленная (смотрите типы брусчатки в этой статье) и имеет небольшую толщину (до 50 мм), то укладка ведется на подготовленное бетонное основание. Мощение производится с применением клея для наружных работ.

Для брусчатки колотой или состаренной готовится «подушка» из ПГС, а укладка производится на цементно-песчаную смесь. Готовить под колотую брусчатку твердое основание из бетона не имеет смысла из-за достаточной хорошей толщины данной брусчатки, дороговизны самого бетона, а также по технологической причине, связанной с лучшим отведением влаги именно на песчаных основаниях.

При необходимости обеспечить водонепроницаемость гранитного покрытия используйте соответствующие смеси для укладки и затирки швов. Подобные составы есть, например, у компании “Quick-mix”.

Подготовка основания

Первые шаги по подготовке как бетонного основания, так и песчаного одинаковы.

1) Выполнить планировку площадки, всех стоков. Определиться с направлением уклона площадки (как правило, поперечного), который должен составлять 5-10 см на 1 м ширины покрытия.

Подстилающие слои тоже готовятся с уклоном.

2) Снять растительный слой грунта на глубину 20-30 см, сведя поверхность к одной плоскости. На данном этапе устанавливаются бордюры.

3) Засыпать слой песка – 15 см. С помощью песка избавляются от неровностей. Утрамбовать. Утрамбовку производить с помощью виброплит. О правильном их выборе – в конце статьи.

4) Следующий слой – комбинированный: гравий 20-40 мм – толщиной 10 см. И сверху сыпем гравий 10-20 мм слоем 5 см. Утрамбуем.

Укладка брусчатки

Для песчаного основания порядок мощения будет выглядеть так:

5) Последний, верхний слой – цементно-песчаная смесь. Засыпаем в отношении 1:3 (для цемента марки 500), где 1 часть – это цемент, 3 части – песок. Это соотношение позволяет использовать замощённую площадку под автостоянку. Минимальное соотношение – 1:10 – позволяет использовать ее только для пешеходных нагрузок.

Этот слой не трамбуется – в него укладывается сама брусчатка с помощью металлического молотка. Мощение следует начинать с укладки краевых рядов с обеих сторон площадки. Укладку краевых рядов следует производить с опережением на 0,7-1 м (пункт 7.27 СНиП 3.06.03 – 85).

При продольном уклоне свыше 10% мощение надо вести снизу вверх.

Брусчатку необходимо выстилать рядами, перпендикулярными оси дороги. Швы между брусчаткой необходимо смещать не менее чем на 1/3 длины бруска. Ширина швов должна быть не более 10 мм (пункт 7.31 СНиП 3.06.03 – 85).

Правильно рассчитайте высоту слоя из ЦПС (обычно 5 см) – при укладке брусчатка должна «уйти» в слой на 1/3 своей толщины.

Читайте также:  Какую стрижку сделать на карте

Для соблюдения линий и высоты нужно натягивать нить.

6) После того, как брусчатка уложена, нужно затереть швы. Заполнение швов проводится той же ЦПС, которую надо насыпать на поверхность камня и распределить по швам с помощью щетки. Излишки ЦПС смести.

7) Обильно проливаем уложенную поверхность водой. Повторяем в течение нескольких дней.

Для бетонного основания порядок укладки после подготовки песчано-гравийной подушки таков:

5) На гравий укладывается дорожная сетка. Поверх сетки заливается бетон толщиной 10-12 см так, чтобы сетка оказалась внутри нижней части бетонного слоя.

Если площадка готовится под автотранспорт, то под дорожную сетку укладывается арматурная. В этом случае в нижней части будет арматурная сетка, в верхней части бетонного слоя – дорожная сетка.

6) На бетон укладывается слой плиточного клея толщиной 2-4 см, на который и ведется укладка брусчатки. Рекомендации данные для укладки на песчаное основание применимы и здесь.

Относительно выбора виброплит можем посоветовать следующее: если толщина трамбуемого слоя не превышает 6 см, то подходит виброплита с рабочей массой 130 кг и центробежной силой 18-20 кН. При толщине 8-10 см – 170-200 кг и 20-30 кН. И, наконец, виброплиты с рабочей массой 200-600 кг и центробежной силой 30-60 кН подойдут для более толстых слоев.

Отдельно отметим необходимость использования геоткани (геотекстиля). Ее использование вовсе необязательно, но крайне желательно. Геоткань укладывается между слоями, решая несколько задач:

1. Подушка из песка и гравия «не гуляет» и не проваливается. Что особенно важно на пучинистых почвах. Слои песка и гравия не перемешиваются между собой.

2. Геоткань не дает прорастать траве.

3. Учитывая эти факторы, а также то, что геоткань пропускает воду, специалисты отмечают усиление грунта при использовании геотекстиля.

Напоследок, дадим вам схемы укладки гранитной брусчатки. А также схемы устройства оснований в зависимости от типа нагрузок и вида укладываемого материала.

Источник

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция распространяется на устройство в летний и зимний периоды в г. Москве тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и площадок из бетонных плит, выпускаемых заводами МПХК Моспромстройматериалы и удовлетворяющих ГОСТ 17608-91.

1.2. Конструкции тротуаров следует принимать по альбому СК 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы». Строительство тротуаров производят с учетом действующих норм.

1.3. Тротуары и пешеходные дорожки должны располагаться между проезжей частью и застройкой; между проезжей частью и газоном; между газонами, в полосе зеленых насаждений.

Расчетная ширина одной полосы пешеходного движения принята 0,75 м.

1.4. Приняты конструктивные элементы тротуаров: песчаный подстилающий слой; основания из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона; покрытие из плит.

Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включает следующие этапы: рытье и уплотнение корыта, установка бортового камня, устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе и заполнение швов.

Внесены Научно-исследовательским институтом московского строительства (НИИМосстрой)

Научно-техническим управлением Департамента строительства

Дата введения в действие

1.5. Покрытие тротуаров, садово-парковых дорожек и площадок осуществляют из сборных квадратных (К), прямоугольных (П), шестиугольных (Ш), фигурных бетонных плит и элементов мощения (Ф) и элементов декоративных дорожных (ЭДД). Виды, марки и размеры тротуарных плит согласно ГОСТ 17608-91 представлены в табл. 1.1.

Виды, марки и размеры тротуарных плит

Тип плиты, марка плиты

на щебеночных и бетонных основаниях А

на песчаных и стабилизированных основаниях Б

в местах заезда тяжелого транспорта на тротуар В

Из табл. 1.1 видно, что толщина плиты покрытия зависит от вида основания.

Рис. 1.1. Общий вид фигурных плит и элементов мощения.

2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ, УСТАНОВКА БОРТОВЫХ КАМНЕЙ

2.1. Основания под покрытие из бетонных плит устраивают из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона.

2.2. Работы по отсыпке и уплотнению земляного полотна, прокладке подземных сетей, устройству дренажей и засыпке траншей выполняют до начала работ по устройству оснований.

2.3. Земляное полотно планируют бульдозерами, автогрейдерами и уплотняют катками, используемыми на строительстве внутриквартальных дорог. Для планировки применяют бульдозеры ДЗ-18 (Д-535А), ДЗ-4 (Д-493А) и автогрейдеры ДЗ-40 (Д-144), ДЗ-40А (Д-598А), ДЗ-51. Для уплотнения используют катки на пневмомашинах ДУ-30 (Д-635), ДУ-31 (Д-627), вибрационные катки ДУ-10 (Д-455), ДУ-10А, ДУ-14 (Д-480), катки статического действия с гладкими вальцами ДУ-1 (Д-211В), ДУ-11А (Д-469А) и др. Тип катка выбирают в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара или пешеходной дорожки.

2.4. Плотность грунта земляного полотна, включая засыпку котлованов и траншей, должна быть не менее 0,98.

2.5. К устройству подстилающего слоя приступают после приемки земляного полотна. Во время приемки необходимо проверить:

соответствие отметок профилей (с точностью до 10 мм);

степень уплотнения грунта (через 25 м в двух точках по поперечному сечению).

Песок для подстилающего слоя должен иметь коэффициент фильтрации в уплотненном состоянии не менее 3 м/сутки.

2.7. Песчаный подстилающий слой уплотняют в увлажненном состоянии катками, применяемыми при уплотнении земляного полотна (см. п. 2.3.). Коэффициент уплотнения песчаного подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.

2.8. Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать проектным с точностью ± 5 мм.

Движение транспорта по готовому подстилающему слою запрещено.

2.9. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2 %-ным раствором хлористого кальция ( CaCl 2). Потребное количество хлористого кальция на 1 м 2 поверхности подстилающего слоя при объемном весе песка 1700 кг/м 3 приведено в табл. 2.1.

Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины пропитки подстилающего слоя

Содержание безводного CaCl 2 в 1 л раствора, %

Глубина пропитки, см

2.10. Устройство подстилающего слоя следует производить с учетом завершения уплотнения песка до начала его смерзания.

2.11. Бортовые камни, отделяющие проезжую часть от тротуаров, изготавливают из гранита, бетона или железобетона и устанавливают на бетонное основание.

2.12. Для отделения тротуара от газонов устанавливают бетонные бортовые камни размером 1000×200×80 мм (БР 100.20.8).

2.13. Бетонные бортовые камни БР 100.20.8 устанавливают вручную на бетонное основание толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой.

2.14. Ширина шва между бортовыми камнями не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементным раствором состава 1 : 4, после чего расшивают раствором состава 1 : 2.

2.15. В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть толщиной 7 см выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см- из сухой смеси.

2.17. Уплотнение песчано-цементного раствора производится виброрейками и виброплощадками.

2.18. Основания из щебня устраивают при помощи щебнеукладчиков, при площади тротуара менее 1000 м 2 щебень можно разравнивать автогрейдером или бульдозером способом «от себя».

3. УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЯ

3.1. Плиты доставляют на объект автотранспортом в специальных контейнерах. Погрузочно-разгрузочные работы и монтаж покрытия из плит с размером сторон 100 см производят при помощи навесного оборудования конструкции СУ-32 Треста строительства набережных к 3- 5-тонному автокрану или автопогрузчику (рис. 3.1).

Плиты с размером сторон до 50 см можно укладывать в покрытия специальным вакуум-захватом конструкции ГДС-1 (рис. 3.2) или вручную.

3.2. Раскладка плит может осуществляться по различным схемам (рис. 3.3).

3.3. Укладку плит следует производить поперечными рядами от края и до края. Перед укладкой плит должны быть разбиты и закреплены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит (рис. 3.4).

Рис. 3.1. Захват для укладки плит:

Рис. 3.2. Вакуум-захват для укладки плит

Читайте также:  Стрижки для черных волос женские короткие

Рис. 3.3. Схемы раскладки плит в покрытии.

3.4. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда.

3.6. При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

3.8. Выравнивание уложенных плит осуществляют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или песчано-цементной смеси срезают ручным шаблоном.

3.9. Фигурные плиты и элементы мощения укладывают, главным образом, плитоукладчиками отечественного или зарубежного производства. На рис. 3.5 показана укладка покрытия при помощи плитоукладчика. На рис. 3.6 приведены схемы раскладки фигурных элементов.

3.10. При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее, до наступления устойчивых заморозков, подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие. Укладка выравнивающего слоя на подготовленное основание производится непосредственно перед монтажом.

Рис. 3.4. Схема укладки тротуарных плит с перевязкой швов:

Рис. 3.5. Укладка плит при помощи плитоукладчика

Рис. 3.6. Схемы раскладки фигурных элементов мощения

3.12. По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают подогретый цементно-песчаный раствор толщиной до 20 мм, температура которого не должна превышать 35 °С.

3.14. Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжении плит и заполнить их подогретой до 35 °С песчано-цементной смесью.

4. ПРИЕМКА РАБОТ

4.1. Тротуары должны быть выполнены в соответствии с проектом, СНиПом и другими действующими нормативно-техническими документами.

4.2. При приемке тротуаров должны быть проверены:

а) соответствие утвержденному проекту конструкций основания подстилающего слоя, дренажных устройств и водоотвода. Проверка ведется по актам на «скрытые» работы, журналам производства работ и лабораторным данным;

б) соответствие ширины тротуара проектному размеру;

в) продольный и поперечный профили покрытия и их соответствие проекту (проверяется контрольным нивелированием);

г) ровность поверхности покрытия, которая выполняется путем контрольных замеров 3-метровой рейкой не менее чем через 20 м; просветы под рейкой не должны превышать 3 мм.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. Техника безопасности на строительных объектах должна соблюдаться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 * «Техника безопасности в строительстве». Ответственность за состояние техники безопасности и промышленной санитарии возлагается на начальника и главных инженеров специализированных управлений и трестов.

5.2. Санитарно-бытовые помещения на объектах должны быть оборудованы в соответствии с гигиеническими требованиями Министерства здравоохранения России.

5.3. К работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе безопасным методам работы и проинструктированные непосредственно на рабочем месте. Проверка знаний производится ежегодно комиссией, после чего рабочим выдаются удостоверения.

5.4. За соблюдение правил техники безопасности при строительстве несет ответственность главный инженер строительного управления и производитель работ.

5.5. Проверка знаний по технике безопасности инженерно-технических работников должна производиться ежегодно. При неудовлетворительных знаниях управляющий трестом обязан не допускать инженерно-технический персонал к руководству работами.

5.6. Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным ручным инструментом в соответствии с действующими нормами.

5.9. Лица, занятые приготовлением и нанесением на основание пленкообразующих материалов, должны работать в комбинезонах, брезентовых рукавицах и защитных очках.

Запрещается курить и пользоваться открытым огнем при работе с пленкообразующими материалами, содержащими огнеопасные вещества.

5.10. Ответственность за исправность машин и механизмов, используемых на строительстве, несет начальник участка Управления механизации.

5.11. Категорически запрещается лицам, не имеющим специального удостоверения, управлять механизмами или ремонтировать их.

6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРОТУАРОВ

6.1. Работы, связанные с поддержанием в исправном состоянии покрытий тротуаров, подразделяются на следующие основные виды:

6.2. Содержание тротуаров включает работы по регулярному уходу за ними в целях поддержания в надлежащем порядке и чистоте в течение всего года для обеспечения нормальных условий передвижения пешеходов.

6.3. Текущий ремонт проводится каждые 3 года и включает работы по устранению отдельных мелких деформаций, масляных пятен, трещин и разрушений плит.

6.4. Масляные пятна, появившиеся на поверхности плит, удаляются при помощи адсорбционных порошков или сухого цемента, обезжиривающих средств, которые используют для чистки машин, а также бытовых моющих средств.

Пятна от масляных красок удаляют при помощи абразивного порошка и воды. Применение растворителей нецелесообразно, так как раствор краски еще глубже проникает в поры бетона. Аэрозольные краски, нанесенные на плиты методом пульверизации, удаляют при помощи ацетона.

Битум с бетонных плит удаляют механическими средствами или вручную, затем на оставшееся пятно наносят смесь бензина с маслом и покрывают ремонтируемый участок полиэтиленовой пленкой для уменьшения испарения бензина.

6.5. Трещины устраняют путем заливки их эпоксидными, полимерными и коллоидно-цементными клеями.

6.6. Трещины в бетонных плитах перед склеиванием должны быть очищены от грязи и пыли, а в случае заполнения коллоидно-цементным клеем склеиваемые поверхности следует увлажнить.

6.7. Эпоксидный клей приготовляют из эпоксидной смолы (ЭД-5), наполнителя (песок), пластификатора (лак кукерсоль) и отвердителя (бензосульфокислота и полиэтилен-полиамин-БСК) в соотношении 10 : 11 : 3 : 4,5. Эпоксидный клей приведенного состава должен быть использован в течение 35 мин после приготовления.

6.8. В состав полимерцементного клея входит портландцемент марки 400, песок формовочный, песок строительный, вода, фуриловый спирт, солянокислый анилин, хлористый кальций в соответствии 4,85 : 1,76 : 1,32 : 2,15 : 0,4 : 0,06 : 0,66.

6.9. Заполнение трещин цементным коллоидным клеем может производиться вручную или при помощи прибора типа вибропистолета и пневмобачка емкостью 20 литров. Внутри пневмобачка должна быть вмонтирована вибробулава, служащая для уменьшения вязкости клея при подаче его в вибропистолет в периодической активации клея при хранении.

6.10. Приготовление сухой смеси и коллоидного цементного клея из нее производится согласно «Временным указаниям на приготовление коллоидного цементного клея» (ВСН 8-66).

6.11. Заполнение трещин цементным коллоидным клеем должно быть выполнено в течение не более двух часов с момента его приготовления. Температура клея, при которой производится заполнение трещин, должна быть не ниже 5 °С.

6.12. При текущем ремонте в случае необходимости выравнивают основание. Разрушенные плиты удаляют и заменяют новыми, которые укладывают на цементный раствор или сухую цементно-песчаную смесь.

Все швы между плитами прочищают сжатым воздухом от компрессора и заливают цементным раствором состава 1 : 3 на полную высоту шва.

6.13. Капитальный ремонт предусматривает полную или частичную смену конструктивных элементов тротуара: покрытия, основания, подстилающего слоя. Земляное полотно должно быть дополнительно уплотнено до коэффициента не менее 0,98.

6.14. Устройство конструктивных элементов тротуаров производится при капитальном ремонте так же, как и при строительстве в соответствии с указаниями разделов 2 и 3.

1. ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные».

2. ГОСТ 6665-91 «Камни бортовые бетонные и железобетонные. Технические условия».

3. СНиП Ш-4-80 * «Техника безопасности в строительстве».

4. Альбом СП 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы» Мосинжпроект. НИИМосстрой.

5. Рекомендации по строительству городских дорог в зимнее время, 1991 г. НИИМосстрой

6. Инструкция по строительству полносборных городских дорог (ВСН 1-94). Департамент строительства.

7. Технические указания на устройство тротуаров из бетонных плит (ВСН 26-76). Главмосинжстрой.

8. Нормаль на конструкцию тротуаров и отмосток, 1976. Главмосстрой.

9. Тимофеев А. А. Сборные бетонные и железобетонные покрытия городских дорог и тротуаров. 1986. Стройиздат.

10. Гольдин В. М., Бега Р. И. Сборные покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, 1973, ЦБНТИ Мосжилкомхоза РСФСР.

Источник

Оцените статью
Вопрос - ответ
Adblock
detector