Нормы гост укладки асфальта

Прически
Содержание
  1. Нормы гост укладки асфальта
  2. Толщина укладки асфальта в частном дворе
  3. Толщина асфальтного покрытия на парковке
  4. Толщина асфальтового покрытия дорог
  5. Толщина асфальтового покрытия по ГОСТу
  6. Технология укладки асфальта по ГОСТ и СНиП
  7. Общие термины и понятия
  8. Технология укладки асфальта по ГОСТ
  9. Материалы:
  10. Норматив укладки автомобильных дорог
  11. Технология укладки асфальта на щебеночно-песчаную смесь
  12. Высота минимального слоя
  13. Подготовка основания под укладку асфальта
  14. Технология укладки асфальта на старый асфальт
  15. Технология укладки асфальта на бетонное основание
  16. Технология укладки асфальта в дождь
  17. Технология укладки холодного асфальта
  18. Технологии дорожных работ
  19. Виды асфальтового покрытия
  20. Типы асфальта:
  21. Технологии нанесения:
  22. Подготовительные работы перед укладкой асфальта
  23. Как подготовить поверхность:
  24. Как выполняется асфальтирование
  25. Заключительные работы
  26. Различают следующие варианты пропиток:
  27. Блог – Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника
  28. Способы укладки асфальта
  29. Холодное асфальтирование
  30. Горячее асфальтирование
  31. Этапы укладки асфальта
  32. 1. Разрабатывается проектно-сметная документация
  33. 2. Земляные работы
  34. Хотите купить песок или щебень с доставкой?
  35. Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49
  36. 3. Подготавливается основание
  37. Схема правильного дорожного «пирога»
  38. 4. Укладка асфальта
  39. ГОСТ – укладка асфальта в России. Скачать ГОСТ Р 54401-2011
  40. Техника для асфальтирования
  41. Бульдозер
  42. Погрузчик
  43. Грейдер
  44. Асфальтобетоноукладчик
  45. Видео – Правильная технология укладки асфальта
  46. Видео – Современные технологии асфальтирования
  47. Видео – Как строят знаменитые немецкие автобаны
  48. ГОСТ Р 54401-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие и асфальтобетон литой дорожный. Технические условия
  49. Текст ГОСТ Р 54401-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие и асфальтобетон литой дорожный. Технические условия
  50. СМЕСИ ЛИТЫЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ГОРЯЧИЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ЛИТОЙ ДОРОЖНЫЙ
  51. Предисловие
  52. Содержание
  53. ГОСТ Р 54401—2020
  54. 1 Область применения
  55. 2 Нормативные ссылки
  56. 3 Термины и определения
  57. 4 Классификация
  58. 5 Технические требования
  59. 6 Требования безопасности
  60. 7 Требования охраны окружающей среды
  61. 8 Правила приемки
  62. 9 Методы испытаний
  63. 10 Указания по применению
  64. 11 Транспортирование смесей
  65. 12 Гарантии изготовителя

Нормы гост укладки асфальта

Толщина асфальтового покрытия по СНиП должна соответствовать назначению асфальтируемого участка. Свои нормы и технологии есть для асфальтирования площадки частного дома, автомобильных стоянок, автотрасс.

Толщина укладки асфальта в частном дворе

Во дворе частного дома не нужно многослойное полотно, так как этот участок не предназначен для движения автомобилей или тяжелой техники. По ГОСТу толщина укладываемого асфальта во дворе должна быть не меньше 4 см. Если нарушить эти требования, после зимы покрытие потрескается, и придется делать ремонт. Перед асфальтированием рабочие обязательно должны выровнять территорию и сделать песчано-щебенчатое основание.

Толщина асфальтного покрытия на парковке

Парковка предназначена для стоянки автомобилей разной грузоподъемности и массы, поэтому толщина слоя асфальтового покрытия должна быть не меньше 6 см. Асфальтированная дорога должна выдерживать высокие нагрузки от стоящих автомобилей.

Особенно важно соблюдать указанные требования при асфальтировании парковок около крупных торговых центров, офисных высотных зданий, мест общественного пользования. Поверхность предварительно выравнивается, очищается, формируется песчаная подушка, а затем кладется асфальтовая смесь.

Толщина асфальтового покрытия дорог

Для проезжих частей требования по ГОСТу выше, чем для других участков. Минимальная толщина асфальта на дорогах составляет 8 см. На оживленных магистралях и трассах каждый пласт должен быть не меньше 10 см.

На трассах асфальтовая смесь кладется в несколько слоев:

Между пластами обязательно распределяют битумную эмульсию, чтобы обеспечить лучшее сцепление материала. При соблюдении нормы толщины укладки асфальта ремонт не потребуется несколько лет.

Толщина асфальтового покрытия по ГОСТу

Толщина слоев и технологии укладки асфальта регламентируются по ГОСТу и СНиПу. По государственным стандартам асфальтовое покрытие делится на несколько классов, что предполагает свою нагрузку и толщину асфальтовой дороги.

Виды и толщина асфальта по ГОСТу на дороге:

Есть отдельные рекомендации к каждому способу асфальтирования, которые также нужно учитывать при асфальтоукладке. Но общие правила расчета толщины покрытия асфальта остаются неизменными:

При соблюдении указанных пропорций и правил дорожное полотно прослужит много лет и не будет требовать серьезного ремонта.

Источник

Технология укладки асфальта по ГОСТ и СНиП

Асфальтирование – самый доступный и надежный способ создания дорожного полотна, и, вместе с тем, самый сложный. Технология укладки асфальта включает несколько этапов, каждый из которых требует соблюдения определенной последовательности и точности. 80% работ приходится на подготовку т.н. подушки – нижнего слоя лицевого полотна. В зависимости от того, насколько правильно она будет сделана по процедуре, толщине и наполнителям, зависит устойчивость полотна перед многотонными механическими нагрузками, климатическими осадками и замораживанием.

Известно, что далеко не все «дорожники» свято чтят ГОСТы и СНиПы, экономят на материалах, технике, времени выдержки каждого процесса, из-за чего асфальт рассыпается уже после первой зимы с хорошими морозами. Цель нашей статьи – рассказать, какие существуют современные технологии и как их правильно выполнять.

Общие термины и понятия

Правила и требования к дорожному полотну регламентированы сразу несколькими актами:

В статье используются термины и определения, необходимые для обозначения процессов и материалов, используемых при возведении автомобильных и пешеходных дорог.

Горячий асфальт изготавливают из цемента, щебня, природного песка, минерального порошка и битума. Присадки и полимеры не добавляют. Разогревается он до отметки 130°С, укладывается не ниже 100°С. Это оптимальное решение для пешеходных и велосипедных нагрузок, допускающее даже кратковременные нагрузки многотонников.

Асфальтобетон и горячий асфальт укладываются при температуре нижнего основания не ниже +5°С.

Жидкий асфальт – используется для ямочного ремонта, организации пешеходных и велосипедных дорожек. Изготавливается с добавлением переработанного асфальтогранулята в количестве не более 10% для ремонта и строительства, и не более 20% для выравнивания поверхности.

Технология укладки асфальта по ГОСТ

Государственным стандартом определена технология укладки асфальта (горячего литого асфальтобетона и литых смесей) для обустройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостах, тоннелях. Те же требования касаются и проведения ямочного ремонта.

Материалы:

Щебень может применяться в чистом виде и в качестве смесей, но не должно быть посторонних засоряющих элементов. Для производства ямочного ремонта дорог размер фракции выбирают в зависимости от нагрузки.

При приготовлении асфальтобетона допускается использование переработанного гранулята в пределах 10% от общей массы литой смеси при укладке дороги и проведении ямочного ремонта. Если дорожное покрытие выравнивается, объем переработанного гранулята может достигать 20%.

Норматив укладки автомобильных дорог

Технология укладки асфальта на щебеночно-песчаную смесь

Этот вариант выбирают для обустройства дорог в частном секторе – во дворах, подъездные пути, дороги общего пользования. Особенность заключается в отсутствии критической нагрузки на полотно и сложностях со спецтехникой. В большинстве случаев укладывать асфальт приходится вручную с использованием виброплиты.

Готовый асфальт на щебенке крупной и средней фракции 10-20 мм

Итак, по каждой технологии обустройства дорожного полотна, включая щебеночно песчаную смесь, нужно начинать с подготовки материалов:

Высота минимального слоя

Минимальный слой зависит от предполагаемой нагрузки:

Послойный «пирог» на щебеночно-песчаной основе

Подготовка основания под укладку асфальта

Все работы проводятся в сухую погоду и притемпературе воздуха не ниже +5°С. Исключение касается только технологии укладки холодного асфальта, с которым можно работать круглогодично.

Технология укладки асфальта на старый асфальт

Данная технология не запрещена государственными стандартами и правилами, но практикуется только в виде ямочного (заплаточного) ремонта. Некоторые компании с учетом степени износа старого асфальта проводят «наращивание» дорожного полотна, кладя на очищенный старый асфальт новый, но это возможно только при условии равномерного износа и отсутствия значительных перепадов.

Нанесение нового покрытия на старое

В целом технология укладки асфальта на старый асфальт выглядит следующим образом:

Готовится битумная смесь по точно такой же технологии, которая была описана ранее – для автомобильных дорог или частного сектора.

Технология укладки асфальта на бетонное основание

Принципиальных различий между организацией дорожного полотна на старом асфальте или бетонном основании нет. И тот, и другой слой остаются достаточно прочными, что исключает проседание насыпи. Главное – правильно его подготовить, обеспечить хорошую адгезию и быстро работать с составом.

Согласно нормативам температура смеси должна быть не менее 100°С, укладываться в сухую погоду при температуре окружающей среды не ниже +5°С.

Для равномерного распределения каток или виброплита должны проходить одинаковое количество раз. Если работает каток, он не должен совершать реверсных движений.

Технология укладки асфальта в дождь

Укладка дорожного полотна при отрицательных температурах, в дождь и снег может осуществляться только с использованием холодного асфальта. Это полимерный состав на основе битума, модифицированного посредством присадок, увеличивающих пластичность, устойчивость к заморозкам и влажности.

Работа с холодным раствором

По современным технологиям используют 2 типа холодных смесей:

И тот, и другой виды позволяют создать прочное покрытие, устойчивое к экстремально низким температурам, влажности и атмосферным осадкам. Такие работы в среднем на 40% дороже, чем работа с горячими составляющими, но является единственно возможной при экстренном ремонте дорог зимой и под проливными дождями. С их помощью делают ямочный ремонт транс и магистралей, железнодорожных путей, автостоянок, мостов и т.д.

Сам порядок работ идентичен:

Технология укладки холодного асфальта

Продует такой состав в мешках и состоит из:

Работа с составом очень простая и быстрая, при этом не требуется применения тяжеловесной техники, подогревания и поддержания на определенном уровне (100-130°С).

Ямочный ремонт холодным асфальтом

В целом процедура выглядит так:

При том, что с холодным раствором можно работать в любое время года и сам процесс легче и быстрее, коммунальные службы не торопятся ставить на «рельсы» этот вариант, и дело тут не только в цене. С одной стороны, очень трудоемкий процесс подготовки – основание должно быть идеально чистым, чтобы обеспечить нужное сцепление. С другой стороны, редкий состав со временем начинает расползаться, продавливаться в некоторых местах. Срок эксплуатации у него меньше, чем у горячего асфальтобетона, но это прослеживается только на дорогах общего пользования. Если сделать во дворе, он простоит минимум лет 20, а то и больше.

ВИДЕО: Технология укладки асфальта в Германии

Источник

Технологии дорожных работ

Дорожные покрытия из асфальта распространены и чрезвычайно популярны. Это связано, прежде всего, с долговечностью и прочностью такого варианта. Чтобы эти условия были полностью выполнены, необходимо соблюсти ряд условий. Технология укладки асфальта отличается определенными трудностями, но если все сделать правильно, затраты окупятся безукоризненным покрытием и беспроблемной эксплуатацией.

Виды асфальтового покрытия

В производстве асфальтовой смеси используются битумные материалы (смолы), а также армирующий наполнитель. Его роль играет крупный песок и минеральные породы определенной фракции. Все материалы должны быть хорошего качества, а в зависимости от вида и назначения покрытия в состав добавляются другие ингредиенты.

Типы асфальта:

Пропорции и нормы изготовления регулируются ГОСТ, но многие производители игнорируют такое правило и используют дешевые заменители. На качестве асфальтной смеси это отображается не лучшим образом, поэтому предпочтительней заказывать этот товар у действительно проверенных компаний, например, представительств фирмы «Дорожные Технологии».

Технологии нанесения:

Приобрести холодный асфальт можно не только непосредственно у изготовителя, но также и в строительных магазинах. Герметичная тара позволяет сохранить его характеристики до нескольких месяцев. Вместе с тем, по прочности и сроку службы холодная смесь значительно уступает альтернативному варианту, поэтому применение на оживленных трассах или места активного использования несколько ограничено.

Подготовительные работы перед укладкой асфальта

Важное условие правильной укладки — соблюдение требований ГОСТ и СНИП по подготовке поверхностей. Эти нормативы предусматривают несколько этапов, от которых также будет зависеть качество будущей дороги.

Как подготовить поверхность:

ГОСТ по укладке асфальта регламентирует все возможные нюансы, связанные с выполнение такого покрытия. Процесс этот отличается сложностью, ведь даже при наличии специальной техники большая часть работ до сих пор требует ручного труда.

Как выполняется асфальтирование

Правила укладки асфальта по большей части зависят от вида и назначения покрытия, но некоторые нормативы менять нельзя. Такие правила четко прописаны в ГОСТ и СНИП, и именно они обеспечивают долговечность и качество будущих дорог и тротуаров.

По требованиям ГОСТ асфальтирование дорог и тротуаров должно проводиться при подходящих погодных условиях. Производство смеси также определено нормативами этих документов. Укладка асфальта СНИП (строительные нормы и правила) также определяет качество готовых работ, причем от этапа проведения подготовительных работ до завершающего цикла.

Основные требования нормативов:

Современные добавка – пластификаторы позволяют производить укладку даже при отрицательных температурах. Эта смесь имеет название асфальтобетон. Она достаточно дорогостоящая и чаще всего используется для экстренного ремонта дорог в зимнее время.

Заключительные работы

После асфальтирования на участок будущей дороги необходимо нанести специальную пропитку. Она обеспечивает плотную сцепку с асфальтом и придает покрытию привлекательный внешний вид.

Различают следующие варианты пропиток:

При выборе финишного слоя стоит учитывать не только финансовый вопрос, но также и основное назначение проекта. От того, насколько интенсивно используется дорожное покрытие, необходимо отталкиваться при выборе смеси.

Создание асфальтового покрытия — важный процесс, ведь это определяет качество и долговечность будущих дорог и тротуаров. Классификация смесей и процесс нанесения определяется требованиям ГОСТ и СНИП, а также видами дорожных работ. Чтобы покрытие прослужило максимальный срок даже при интенсивной нагрузке важно выбрать надежного производителя. «Дорожные Технологии» гарантируют скорость выполнения и соблюдение всех требований качества.

Читайте также:  Как отрегулировать машинку для стрижки волос скарлетт

Источник

Блог – Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника

Асфальт является самым популярным методом, который применяется для покрытия дорог и тротуаров. Востребованность материала объясняется его уникальными физическими и химическими свойствами. Асфальтирование дорожного полотна – практичное современное решение, которое отличается легкостью (если сравнивать с другими видами покрытия, например, укладкой плитки). Правильно уложенный асфальт при соблюдении технологии укладки асфальта по ГОСТу является стойким к воздействию неблагоприятных климатических факторов, характеризуется износостойкостью и долгим сроком службы.

Способы укладки асфальта

Холодное асфальтирование

При холодном асфальтировании основу смеси составляют жидкие нефтяные дорожные битумы. Особенность проведения работ – укладка возможна только в теплое время года. Это объясняется тем, что не применяется этап высушки воды. Данный метод асфальтирования хорошо подходит для ямочного ремонта.

Горячее асфальтирование

Этапы укладки асфальта

1. Разрабатывается проектно-сметная документация

Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:

Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.

Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно.

2. Земляные работы

Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.

Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован.

Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним.

Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать.

Хотите купить песок или щебень с доставкой?

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49

3. Подготавливается основание

На этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:

Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории.

Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом.

Схема правильного дорожного «пирога»

4. Укладка асфальта

Завершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси).

При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков. Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным.

ГОСТ – укладка асфальта в России. Скачать ГОСТ Р 54401-2011

Основным документом, регламентирующим работы по укладке асфальта (асфальтированию дорог) в России является государственный стандарт ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования.

Скачать ГОСТ Р 54401-2011 в формате PDF

Техника для асфальтирования

На всех этапах асфальтирования используется специальная дорожно-строительная техника. Она не только ускоряет в разы процесс укладки дорожного полотная, но и значительно повышает итоговое качество всех работ. Ниже представлена вся необходимая техника для асфальтирования:

Бульдозер

Бульдозер является самоходной дорожно-строительной машиной с циклическим действием. Оснащается ножевым рабочим органом. Основное предназначение: проведение землеройных и транспортных работ.

Бульдозеры имеют широкое применение и предназначаются для всех этапов строительных работ:

Бульдозеры бывают гусеничными и колесными. Гусеничные бульдозеры предназначаются для работ в условиях бездорожья и трудной проходимости, имеют большую мощность и выносливость.

Колесные бульдозеры имеют меньшую производительность, зато отличаются высоким показателем маневренности. Могут работать на небольших участках. Применяются для устройства дорожного основания, в то время как гусеничные лучше подходят для проведения землеройных работ.

Погрузчик

Погрузчик является самоходной или ручной машиной. Основное предназначение – поднятие, транспортировка и укладка тяжелых грузов.

Ковшовые погрузчики тоже делятся на гусеничные и колесные. Первые имеют большую мощность, производительность и выносливость, вторые – предназначаются для несложных работ на небольших участках.

Погрузчики – универсальная техника, поскольку могут комплектоваться широким разнообразием навесного оборудования:

Грейдер

Основное предназначение грейдера – планировка и профилирование рабочего участка. Это самоходная или прицепная машина, которая используется для разравнивания грунта с последующим его перемещением. Применяется также для уборки территории от сыпучих строительных материалов и снега.

Асфальтобетоноукладчик

Всю представленную выше технику используют при асфальтировании дорог. Чтобы правильно уложить асфальт и придать ему прочности и долговечности, нужно тщательно следовать всем этапам устройства покрытия и применять специализированную технику. Только тяжелая машина способна хорошо утрамбовать слои асфальтобетонного покрытия, чтобы минимизировать пустоты и обеспечить полотну высокую плотность.

Качественное поэтапное исполнение всех работ гарантирует покрытию высокие эксплуатационные свойства и долгий срок службы.

Наша компания ООО «Вектор» предлагает вам услуги аренды грунтового виброкатка и другой спецтехники, необходимой на разных этапах работ по укладке нового дорожного полотна по низким ценам. Также предлагаем поставки инертных материалов на объекты строительства.

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49 или отправьте запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Видео – Правильная технология укладки асфальта

Видео – Современные технологии асфальтирования

Видео – Как строят знаменитые немецкие автобаны

Источник

ГОСТ Р 54401-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие и асфальтобетон литой дорожный. Технические условия

Текст ГОСТ Р 54401-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие и асфальтобетон литой дорожный. Технические условия

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

Дороги автомобильные общего пользования

СМЕСИ ЛИТЫЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ГОРЯЧИЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ЛИТОЙ ДОРОЖНЫЙ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационный технический центр» <ООО «ИТЦ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому ре* гулированию и метрологии от 27 марта 2020 г. № 156-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 54401—2011

Пробила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N9 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регупироеанию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

5 Технические требования

6 Требования безопасности

7 Требования охраны окружающей среды

9 Методы испытаний

10 Указания по применению

11 Транспортирование смесей

12 Гарантии изготовителя

Приложение А (рекомендуемое) Рекомендации по выбору классов асфальтобетонов по истираемости

Приложение Б (рекомендуемое) Рекомендации по выбору типа и количества битумного вяжущего

Приложение В (обязательное) Физико-механические показатели щебня, применяемого для устройства шероховатой поверхности верхних слоев покрытия из асфальтобетона дорожного литого методом отапливания «по горячему». 17

ГОСТ Р 54401—2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

СМЕСИ ЛИТЫЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ГОРЯЧИЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ЛИТОЙ ДОРОЖНЫЙ

Automobile roads of general use. Hol mastic asphalt mixtures and mastic asphalt concrete for road pavement. Specifications

Дата введения — 2020—06—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие (далее — смеси литые) и на асфальтобетон литой дорожный (далее — асфальтобетон литой), применяемые для устройства покрытий автомобильных дорог общего пользования, мостовых сооружений, тоннелей, а также для производства ямочного ремонта и устанавливает требования к смесям литым и асфальтобетону литому, а также к исходным материалам для их приготовления.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей эоны

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.131 Халаты женские. Технические условия

ГОСТ 12.4.132 Халаты мужские. Технические условия

ГОСТ 12.4.252 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 17.2.3.02 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 32703 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования

ГОСТ 32708 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный и дробленый. Определение содержания глинистых частиц методом набухания

ГОСТ 32730 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования

ГОСТ 32761 Дороги автомобильные общего пользования. Порошок минеральный. Технические требования

ГОСТ 32824 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования

ГОСТ 33101 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности

ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования

ГОСТ Р 51568 Сита лабораторные из металлической проволочной сетки. Технические условия

ГОСТ Р 52056 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на осноее блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 54400 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Методы испытаний

ГОСТ Р 56925 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

ГОСТ Р 58407.5 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный. Методы отбора проб из уплотненных слоев дорожной одежды

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 асфальтобетон дорожный литой: Застывшая в процессе охлаждения и сформировавшаяся в покрытии смесь асфальтобетонная дорожная литая горячая.

3.2 асфальтобетонный лом: Куски асфальтобетона, полученные при разрушении слоев асфальтобетонного покрытия специализированной техникой.

3.3 асфальтогранулят: Материал, получаемый в результате холодного фрезерования существующего асфальтобетонного покрытия.

3.4 добавка: Компонент, который допускается добавлять в битум или смесь литую в определенных количествах, для влияния на свойства битума или смеси (асфальтобетона).

3.5 защитный слой гидроизоляции: Конструктивный слой системы покрытия мостового сооружения. укладываемый на гидроизоляционный слой и служащий для его защиты от механических повреждений.

3.6 максимальный размер минерального заполнителя: Размер минерального заполнителя в асфальтобетонной смеси, который на один размер больше, чем номинально максимальный размер минерального заполнителя.

3.7 метод отапливания «по горячему»: Технологический процесс создания шероховатой поверхности слоя дорожного покрытия путем нанесения на еще неостывшую после укладки литую смесь зерновой минеральной смеси (фракционированного леска или щебня) или щебня, обработанного битумным вяжущим.

3.8 мобильный кохер: Специальный котел-термос для транспортирования смеси литой, оборудованный обогревом, системой перемешивания (с автономным приводом или без него) и приборами для обеспечения контроля температуры смеси литой.

Читайте также:  Нилетто прическа как называется

3.9 модифицированный битум: Вяжущее, изготовленное на основе вязкого дорожного битума путем введения полимеров (с пластификаторами или без них) или иных веществ с целью придания битуму определенных свойств.

3.10 искусственное сооружение: Инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эста* када и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином «мост».

3.11 номинально максимальный размер минерального заполнителя: Размер минерального заполнителя в асфальтобетонной смеси, соответствующий размеру ячейки сита, которое на один раз* мер больше первого сита, полный остаток минерального заполнителя на котором составляет более 10%.

3.12 переработанный асфальтобетон (RAP): Материал, получаемый путем сортировки и дробления асфальтогранулята или асфальтобетонного лома на дробильно*сортироеочных установках.

3.13 сегрегация (расслоение): Местное изменение гранулометрического состава минеральных материалов литой смеси и содержания вяжущего в первоначально однородной смеси. иэ*за отдельных перемещений частиц крупной и мелкой фракций минеральной части в процессе хранения смеси, ее транспортирования и укладки.

3.14 смесь асфальтобетонная дорожная литая горячая: Рационально подобранная смесь вяз* ко-текучей консистенции с минимальным содержанием воздушных пустот, состоящая из минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и битумного вяжущего, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии, укладка которой проводится без уплотнения, при температуре смеси не менее 190 ’С.

3.16 стационарный кохер: Специальный котел-термос для хранения и гомогенизации смеси литой на асфальтосмесительной установке после окончания процесса ее производства, оборудованный обогревом. системой перемешивания и приборами для обеспечения контроля температуры смеси литой.

3.17 удобоукладываемость: Качественная характеристика смеси литой, определяемая усилиями. которые обеспечивают ее гомогенизацию при перемешивании, ее пригодностью для транспортировки и укладки.

Примечание — Включает такие свойства смеси литой, как текучесть, пригодность к укладке по литьевой технологии, скорость растекания по поверхности.

4 Классификация

4.1 В зависимости от номинально максимального размера применяемого минерального заполнителя смеси литые и асфальтобетон литой подразделяют на типы;

— ЛА16 — литая асфальтобетонная смесь или асфальтобетон с номинально максимальным размером применяемого минерального заполнителя, равным 16.0 мм:

• ЛА11 — литая асфальтобетонная смесь или асфальтобетон с номинально максимальным размером применяемого минерального заполнителя, равным 11.2 мм;

— ЛА8 — литая асфальтобетонная смесь или асфальтобетон с номинально максимальным размером применяемого минерального заполнителя, равным 8.0 мм;

— ЛА4 — литая асфальтобетонная смесь или асфальтобетон с номинально максимальным размером применяемого минерального заполнителя, равным 4.0 мм.

4.2 В зависимости от конструктивного слоя дорожной одежды смеси литые и асфальтобетон литой подразделяют на виды:

— Н — смеси для нижнего слоя покрытия и защитных слоев гидроизоляции;

— В — смеси для верхнего слоя покрытия и слоев износа.

4.3 8 зависимости от условий дорожного движения смеси литые и асфальтобетон подразделяют на:

• Н — смеси для дорог с нормальными условиями движения (не более 1.8 млн приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды).

— Т — смеси для дорог с тяжелыми условиями движения (от 1.8 млн до 5.6 млн приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды).

• Э — смеси для дорог с экстремально тяжелыми условиями движения (5,6 млн и более приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11.5 за весь срок службы дорожной одежды).

Пример обозначения литых асфальтобетонных смесей — ЛА11ВГ — литая асфальтобетонная смесь с номинально максимальным размером применяемого заполнителя 11,2 мм для верхнего слоя покрытия с тяжелыми условиями движения.

При применении литых смесей с пониженной температурой укладки в конце условного обозначения типа смеси ставят буквы ПТ.

5 Технические требования

Смеси литые и асфальтобетоны литые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться по технологическому регламенту, утвержденному предприятием-изготовителем.

Смеси литые с пониженной температурой укладки (ПТ) и асфальтобетоны на их основе должны соответствовать требованиям данного стандарта.

5.1 Требования к зерновым составам смесей

5.1.1 Зерновой состав минеральной части смесей литых проектируют и определяют на ситах с номинальными размерами ячеек: 0.063; 0,125; 0.25; 0.5; 1.0; 2.0; 4.0; 5.6; 8.0; 11,2; 16,0; 22,4 мм по ГОСТ Р 51568.

5.1.2 Зерновые составы минеральной части смесей должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Таблица 1—Требования к зерновому составу

Проход через сито. % по массе, для типов смесей

Требования к зерновым составам, указанные в таблице 1. являются обязательными при проектировании в лаборатории и подборе литых асфальтобетонных смесей на заводе. При контроле качества литой асфальтобетонной смеси (приемо-сдаточные и периодические испытания) требования к зерновому составу предъявляют по предельно допустимым отклонениям от утвержденного рецепта, указанным в таблице 7.

5.2 Требования к показателям

5.2.1 Показатели смесей литых и асфальтобетонов литых подразделяют на основные и дополнительные.

К основным показателям относятся;

— глубина вдавливания штампа;

— зерновой состав и содержание вяжущего.

К дополнительным показателям относятся:

. содержание воздушных пустот:

• предел прочности на растяжение при изгибе;

— предельная относительная деформация растяжения;

1 Необходимость определения дополнительных показателей устанавливается в проектной и/или контрактной (договорной) документации с учетом конкретных условий эксплуатации.

2 В случае включения в проектную и/или контрактную (договорную) документацию показателя «Истираемость». его определяют только при подборе состава литой асфальтобетонной смеси.

5.2.2 Содержание воздушных пустот в асфальтобетонах литых типов ЛА16. ЛА11 и ЛА8 не должно превышать 1.5 %. Содержание воздушных пустот определяется при подборе состава смеси литой и при периодических испытаниях. Содержание воздушных пустот в асфальтобетонах литых типа ЛА4 не нормируется.

5.2.3 Максимальную температуру смеси литой следует назначать с учетом типа вяжущего вещества и показателя пенетрации. Температура смесей литых при производстве, транспортировании, хранении и укладке должна находится в диапазоне, указанном в таблице 2.

Таблица 2 — Температура смесей литых при производстве, транспортировании, хранении и укладке

Битумы нефтяные дорожные

Температурный диапазон, •с

Показатель пенетрации. 0.1 мм

Температурный диапазон, •с

От 190 до 230 вкпюч.

От 200 до 215 включ.

От 190 до 230 включ.

От 200 до 215 включ.

От 71 до 100 вкпюч.

От 190 до 220 вкпюч.

Максимальная температура, указанная в таблице 2. действительна для любого места в смесительном механизме и емкости для хранения и транспортирования.

Максимальные температуры смесей литых при применении модифицированных битумных вяжущих следует назначать с учетом рекомендаций предприятий производителей вяжущих. При использовании любого типа битумного вяжущего максимальная температура смеси не должна превышать 230 *С.

При укладке смесей с применением полимерно-битумных вяжущих при температурах воздуха ниже плюс 10 *С допускается увеличение температуры смесей литых на период укладки до 230 °C. но не более, чем на 3 ч.

5.2.4 Значения показателя глубины вдавливания штампа в зависимости от типов асфальтобетонов литых, типов транспортной нагрузки, а также места их применения указаны в таблице 3.

Таблица 3 — Значения показателя глубины вдавливания штампа

Тип асфальтобетона’ 1

Типы транспортной нагрузки

Пешеходы, велосипедный и мототранспорт

Допустимый диапазон глубины вдавливания, мм

Увеличение через 30 мин. мм

Допустимый диапазон глубины вдавливания, мм

Увеличение через 30 мин. мм

Окончание таблицы 3

Тип асфальта-бетона 1 »

Типы транспортной нагрузки

Пешеходы, велосипедный и ыототраиспорт

Допустимый диапазон глубины вдавливания, мм

Увеличение через 30 мин. мм

Допустимый диапазон глубины вдавливания, мм

Увеличение через 30 мин

1 » Для литых асфальтобетонов, применяемых для ямочного ремонта, значения глубины вдавливания штампа не должны превышать 6.0 мм. При этом параметр увеличения показателя глубины вдавливания штампа в течение последующих 30 мин испытания не нормируется.

2» В скобках указаны максимальные значения глубины вдавливания штампа для нижних слоев покрытия.

2) В скобках указаны максимальные значения увеличения показателя глубины вдавливания штампа в течение последующих 30 мин испытания для нижних слоев покрытия.

4> По согласованию с потребителем смесь ЛА16 может быть применена при устройстве покрытий с пешеходной. велосипедной и мотогранспортной нагрузкой.

5.2.5 Литой асфальтобетон должен быть однородным. Однородность литого асфальтобетона оценивают в соответствии с ГОСТ Р 54400 по коэффициенту вариации значений показателя глубины вдавливания штампа при температуре 40 *С в течение первых 30 мин испытания. Коэффициент вариации для литого асфальтобетона типов ЛА16, ЛА11 и ЛА8 должен быть не более 0,20. Данный показатель для литого асфальтобетона типа ЛА4 не нормируется.

Показатель однородности литого асфальтобетона определяется с периодичностью не реже, чем 2 раза в год. Показатель однородности литого асфальтобетона рекомендуется определять для каждого выпускаемого состава.

Показатель глубины вдавливания штампа при температуре 40 *С в течение первых 30 мин испытания определяют в соответствии с ГОСТ Р 54400.

5.2.6 Требования к дополнительным показателям литых смесей и литых асфальтобетонов представлены е таблице 4.

Таблица 4 — Требования к дополнительным показателям литых смесей и литых асфальтобетонов

Значение показателя для типов смеси

Предел прочности на растяжение при изгибе. МПа

Для набора статистических данных

Предельная относительная деформация растяжения

Класс асфальтобетона по истираемости выбирают по приложению А

Удобоукладываемость смеси при температуре 215 *С для ручной укладки, мм. не менее

Удобоукладываемость смеси при температуре 215 ’С для механизированной укладки, мм. не менее

5.3 Требования к исходным материалам

5.3.1 Требования к вяжущим

Для приготовления смесей литых применяют битумы по ГОСТ 33133 и битумные вяжущие по ГОСТ Р 52056. а также модифицированные битумные вяжущие, при условии обеспечения показателей качества асфальтобетона литого из этих смесей на уровне не ниже, чем установленные настоящим стандартом.

Рекомендуемое количество вяжущего для приготовления смесей литых указано в приложении Б.

При применении битумов по ГОСТ 33133 и битумных вяжущих ло ГОСТ Р 52056 применяют марки в зависимости от дорожно-климатической зоны (ДКЗ) строительства в соответствии с приложением Б.

5.3.2 Требования к щебню

Щебень из горных пород и щебень из гравия и валунов, входящий в состав смесей литых, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32703.

Для приготовления смесей литых применяют щебень основных и широких фракций по ГОСТ 32703.

Требования к показателям щебня, входящего в состав смесей литых представлены в таблице 5.

Таблица 5 — Требования к показателям щебня

Значение показателя для слоев

верхний слой покрытия

Нижний слой покрытия

Дробимость. марка 1 ), не ниже

Для всех видов щебня

Морозостойкость, марка, не ниже

Для всех видов щебня

Сопротивление дроблению и износу 2 *, марка, не ниже

Для всех видов щебня

Средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (нещадной) и игловатой формы. %

Для всех видов щебня

Средневзвешенное содержание дробленых зерен должно соответствовать группам

Щебень из гравия и валунов

Марка по сопротивлению истираемости по показателю микро-Деваль 3 )

Для всех видов щебня

От МД1 до МД2 включ.

*) Для нижних слоев автомобильных дорог, защитных слоев гидроизоляции мостовых сооружений с экстремально тяжелыми условиями движения рекомендуется применять щебень с маркой по дробимости не ниже М1000.

2 * Для верхнего слоя покрытия автомобильных дорог и мостовых сооружений рекомендуется применять щебень марки по сопротивлению дроблению и износу для экстремально тяжелых условий движения — не ниже И1.

э * Данный показатель является дополнительным и определяется в случав включения в проектную и/или контрактную (договорную) документацию.

Содержание пылевидных и глинистых частиц в применяемом щебне из изверженных и метаморфических пород, а также в щебне из гравия и валунов должно быть не более 1.0 % от массы. В щебне из осадочных горных пород содержание пылевидных и тинистых частиц должно быть не более 2.0 % от массы.

5.3.3 Требования к песку

Песок дробленый и песок природный, входящие в состав смесей литых, должны соответствовать требованиям ГОСТ 32730 и ГОСТ 32824 соответственно.

Модуль крупности природного песка, входящего в состав смесей литых, должен быть более 1.8. В случаях применения смесей литых для покрытия пешеходных, велосипедных дорожек и тротуаров модуль крупности природного песка не нормируется.

Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания у дробленого и природного песка по ГОСТ 32708. применяемого в смесях, должно быть не более 0.5 % по массе.

Общее содержание зерен мельче 0.125 мм и содержание пылевидных и глинистых частиц в дробленом песке, применяемом в смесях литых, не нормируется.

Марка по дробимости дробленого песка должна быть не ниже М800 для верхних слоев покрытий и не ниже М600 для нижних слоев покрытий.

Допустимое минимальное количество дробленого песка от общей массы песка в смесях литых приведено в таблице 6.

Таблица 6 — Допустимое минимальное количество дробленого песка от общей массы песка е смесях литых

Тилы транспортной нагрузки

Пешеходы, велосипедный и 1*ото-транспорт

Содержание дробленого песка о составе смеси, от общего количества песчаной фракции, не менее.%

5.3.4 Требования к минеральному порошку

Минеральный порошок, входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32761.

Для приготовления смесей применяют минеральный порошок марок МП-1 и МП-2 по ГОСТ 32761. Допускается применять минеральный материал из системы пылеулавливания смесительной установки. При этом количество минерального материала из системы пылеулавливания с размером зерен менее 0,063 мм должно быть не более 50 % количества зерен минерального порошка размером менее 0.063 мм. Содержание глинистых частиц в минеральном материале из системы пылеулавливания. определяемых по методу набухания по ГОСТ 32708. должно быть не более 5.0 % по массе.

Читайте также:  Модные стрижки для брюнеток 40 лет

5.3.5 Добавки и модификаторы асфальтобетона и битумных вяжущих

Допускается применение в смесях добавок и модификаторов асфальтобетона и битумных вяжущих. Добавки и модификаторы асфальтобетона и битумных вяжущих применяются при указании об их применении в контрактной, проектной документации, в стандартах организации производителя смесей, в согласованных в установленном порядке составах и при условии соответствия показателей асфальтобетонов требованиям настоящего стандарта.

При производстве смесей литых допустимо применение вяжущих, модифицированных путем введения в их состав добавок, позволяющих снижать температуры производства, хранения и укладки литых смесей на величину от 20 «С до 40 °C без ухудшения их удобоукладываемости. При введении подобных добавок возможно производство литых асфальтобетонных смесей с пониженной температурой укладки. Введение добавок производят в битум, полимерно-битумное вяжущее или в литую смесь в процессе ее производства на асфальтосмесительной установке.

5.3.6 Допускается использование переработанного асфальтобетона в качестве заполнителя в литой смеси, при условии соответствия показателей литых асфальтобетонов требованиям настоящего стандарта. При этом его содержание не должно превышать 10 % массовой доли состава литой смеси для устройства верхних слоев дорожного покрытия, слоев износа и 20 % массовой доли состава литой смеси для устройства нижних, выравнивающих слоев, защитных слоев гидроизоляции, покрытий тротуаров. По требованию потребителя допустимый процент содержания переработанного асфальтобетона в литой смеси может быть изменен.

6 Требования безопасности

6.1 При производстве, транспортировании и укладке смесей следует соблюдать общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.002. требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004. При работе с асфальтобетонами используют специальную защитную одежду по ГОСТ 12.4.131 или ГОСТ 12.4.132. Для защиты рук используют перчатки по ГОСТ 12.4.252.

6.2 Материалы для приготовления смесей (щебень, лесок, минеральный порошок, битумное вяжу* щее. добавки и модификаторы асфальтобетона) по характеру вредности и по степени воздействия на организм человека относятся к малоопасным веществам класса опасности 4 по ГОСТ 12.1.007.

6.3 Воздух в рабочей зоне при производстве смесей должен удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.005.

6.4 Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в минеральной части смесей не должна превышать значений, установленных ГОСТ 30108. Удельную эффективную активность естественных радионуклидов принимают по максимальному значению удельной эффективной активности естественных радионуклидов в применяемых минеральных материалах. Эти данные указывает в документе о качестве предприятие — поставщик литой смеси.

7 Требования охраны окружающей среды

7.1 С целью защиты атмосферного воздуха от выбросов вредных веществ при производстве смесей должна быть организована система контроля за ПДВ в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.

7.2 Контроль за состоянием воздушной среды при производстве смесей осуществляют в соответствии с ГОСТ 12.1.005.

7.3 Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битумных вяжущих материалов.

8 Правила приемки

8.1 Приемку смесей литых проводят партиями. Партией считают количество смеси одного типа и состава, выпускаемое на одной смесительной установке в течение суток, но не более 700 т.

8.2 Для проверки соответствия качества смеси требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные и периодические испытания.

8.3 Приемо-сдаточные испытания литой смеси осуществляют для каждой партии. При приемосдаточных испытаниях определяют температуру отгружаемой смеси, глубину вдавливания штампа, зерновой состав литой смеси и содержание вяжущего.

8.4 При производстве литых смесей определяют температуру литой смеси в каждом отгружаемом автомобиле, которая должна соответствовать таблице 2. Для смесей литых с пониженной температурой укладки минимальная температура должна быть не ниже 170 °C. Произведенная литая смесь при погрузке в кохер должна иметь вязко-текучее или жидкое состояние для дальнейшего перемешивания в кохере.

8.5 При отгрузке смеси потребителю каждый автомобиль сопровождают транспортной документацией. в которой указывают:

— наименование и адрес предприятия-изготовителя:

— наименование и адрес объекта строительства;

— дату и время изготовления смеси;

— температуру отгружаемой смеси;

— номер состава по номенклатуре производителя;

— полное обозначение смеси и количество смеси.

На каждую партию отгружаемой литой смеси потребителю выдают документ о качестве, который должен содержать следующую информацию о продукции:

— наименование и адрес предприятия-изготовителя, его ИНН;

— марку асфальтосмесительной установки:

— наименование и адрес потребителя;

— номер и дату выдачи документа;

— номер заказа (партии) и количество (массу) литой смеси;

— полное обозначение смеси и номер состава по номенклатуре производителя;

— марку используемого вяжущего и обозначение стандарта, по которому оно было произведено;

— обозначение настоящего стандарта;

« информацию о введенных добавках и/или переработанном асфальтобетоне (при их применении);

* глубина вдавливания штампа (в том числе увеличение показателя через 30 мин);

* удельную эффективную активность естественных радионуклидов.

* другие данные по требованию потребителя.

По требованию потребителя предприятие-изготовитель обязано предоставить потребителю полную информацию о выпущенной партии продукции, включающую в себя данные приемо-сдаточных испытании и испытаний, произведенных при подборе состава, по следующим показателям:

— содержание воздушных пустот;

— глубина вдавливания штампа (в том числе увеличение показателя через 30 мин);

— результаты испытаний дополнительных показателей (при необходимости);

— однородность литой смеси (по результатам испытаний предшествующего периода);

— зерновой состав минеральной части и содержание вяжущего;

8.6 Периодические испытания каждого заданного состава литой смеси осуществляют не реже одного раза в 30 сут при условии производства состава, а также при каждом изменении свойств минеральных материалов (щебня, песка), марки минерального порошка и свойств битумного вяжущего, используемых для приготовления литой смеси.

При периодических испытаниях смесей литых и асфальтобетонов определяют;

— зерновой состав смеси и содержание вяжущего;

— содержание воздушных пустот;

— глубину вдавливания штампа (в том числе увеличение показателя через 30 мин);

« однородность литой смеси (по результатам испытаний предшествующего периода);

8.7 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия поставляемой литой смеси требованиям настоящего стандарта и утвержденному составу (рецепту) литой смеси, применяя методы испытаний в соответствии с ГОСТ Р 54400.

Предельно допустимые отклонения фактических значений отдельных показателей от указанных в утвержденном составе (рецепте) литой смеси значений представлены в таблице 7.

Таблица 7 — Предельно допустимые отклонения фактических значений отдельных показателей от указанных в утвержденном составе (рецепте) смеси лигой

Предельно допусти нее отклонение*)

Содержание вяжущего. %. по массе

Проход через сито, соответствующее номинально максиматъному размеру применяемого минерального заполнителя. %. по массе

Проход через сито 8 мм. % по массе

Проход через сито 5.6 мм. % по массе

Проход через сито 4 мм. % по массе

Проход через сито 2 и 0.5 мм. % по массе

Проход через сито 0.063 мм. % по массе

11 Представленные отклонения характеризуют единичную пробу материала (объединенную пробу), отобранную на производстве, при выгрузке смеси на месте укладки, либо из покрытия в горячем нестабилизиро-ванном состоянии. Предельные допустимые отклонения не распространяются на пробы, отобранные методом выпиливания (выбуривания) кернов из уложенных покрытий.

При приемке литых асфальтобетонных смесей по предельно-допустимым отклонениям, значения показателей проходов с /четок, отклонений могут выходить зв пределы нормативных требований, указанных в таблице 1 данного стандарта.

Пример — Проектное значение «прохода через сито 4 мм» для литого асфальтобетона ЛА16 составляет 45 %. Следовательно. при проведении контроля качества данной асфалыпобетонной смеси при производстве на АБЗ. соблюдая условия таблицы 7. допустимый диапазон значений «проход через сито 4 мм» будет составлять от 37 % до 53 %.

31 Данное требование не распространяется на литые смеси типа ПА8.

4 > Данное требование распространяется только на литые смеси типа ЛА8.

Содержание воздушных пустот во всех случаях не должно превышать 1.5 %. Содержание воздушных пустот в асфальтобетонах литых типа ЛА4 не нормируется.

9 Методы испытаний

9.1 Методы испытаний и ссылки на них представлены в ГОСТ Р 54400.

10 Указания по применению

10.1 Устройство покрытий из литой смеси осуществляют в соответствии с проектом производства работ или технологическим регламентом, утвержденным в установленном порядке.

10.2 Литую смесь следует укладывать исключительно в вязко-текучем состоянии, не требующем уплотнения.

10.3 Литая смесь может быть применена в качестве слоя износа, верхнего, нижнего слоя покрытия. выравнивающего слоя или в качестве защитного слоя гидроизоляции мостовых сооружений.

10.4 Тяжелые условия движения следует определять для смесей и асфальтобетонов, применяемых на участках с непрерывным движением:

— на транспортных узлах с кольцевыми развязками.

— на полосах разгона и торможения.

. на городских мостах и эстакадах с движением общественного автомобильного и грузового транспорта,

— на затяжных подъемах и спусках.

— на отведенных полосах движения автобусов и троллейбусов.

10.5 Экстремально тяжелые условия движения следует определять для смесей и асфальтобетонов. применяемых:

— перед светофорами, знаками «Стоп»;

— на автобусных и троллейбусных остановках;

— в местах стоянок, остановок транспорта, местах разгрузки тяжелых автотранспортных средств;

— пунктах оплаты проезда.

10.6 Возможность укладки смесей литых определяют согласно условиям, изложенным в таблице 8.

Таблица 8 — Условия укладки

Наныекьшие значения температуры воздуха

Верхний слой покрытия, слой износа

Прим еча н и е — При контроле только толщины уложенного слоя допускается уменьшать количество вырубок (кернов) в точке.

10.14 Допустимые отклонения по толщине слоя асфальтобетона литого относительно проектных значений должны удовлетворять требованиям, представленным в таблице 12.

Таблица 12 — Контроль толщин слоев

Верхний слой, слой износа

Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 20 %. остальные — до 15 %

Нижний слой, защитный слой гидроизоляции

Не более 20 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 20 %. остальные — до 15 %

10.15 При проведении контрольных испытаний на извлеченных вырубках (кернах) определяют толщину слоя покрытия. Глубину вдавливания штампа определяют на образцах-кубах, приготовленных путем переформовки извлеченных вырубок (кернов).

10.16 При применении смесей литых на мостовых сооружениях в качестве нижнего слоя покрытия (защитного слоя гидроизоляции) рекомендуется проводить проверку толщин уложенных слоев в рамках операционного контроля качества. Отбор вырубок (кернов) при необходимости проверки физических характеристик литых асфальтобетонов рекомендуется проводить на подходах и сопряжениях мостовых сооружений с насыпью. Данные мероприятия нацелены на исключение повреждений слоев гидроизоляции при извлечении вырубок из слоев покрытия.

10.17 Литая смесь подлежит утилизации в качестве строительных отходов при выполнении следующих условий: неудовлетворительная удобоукладыеаемость смеси, потеря способности растекаться по основанию, рассыпчатость (несвязность), расслоение смеси в емкости кохера при поломке перемешивающего устройства.

11 Транспортирование смесей

11.1 Приготовленные смеси литые должны транспортироваться к месту укладки в мобильных ко-херах. Не допускается транспортирование смеси литой в автомобилях-самосвалах или иных транспортных средствах при отсутствии установленных на них и функционирующих систем ее перемешивания и поддержания температуры.

11.2 Максимальная температура литой смеси в процессе хранения должна соответствовать значениям. указанным в таблице 2. или требованиям проектов производства работ или технологических регламентов на данный вид работ.

11.3 Обязательные условия транспортирования литых смесей к месту укладки:

— исключение сегрегации (расслоения) литой смеси:

— предохранение от охлаждения, атмосферных осадков.

11.4 В случае длительного транспортирования или хранения литой смеси в стационарных кохерах на асфальтосмесительных установках ее температуру следует снижать на период предполагаемого времени хранения. При хранении литой смеси от 5 до 12 ч температуру рекомендуется понижать до 200 X (при использовании полимерно-битумных вяжущих и модифицированных битумов) или до температуры от 200 X до 215 «С (при использовании вязких нефтяных битумов).

После окончания периода хранения, непосредственно перед производством работ по укладке, температуру литой смеси при необходимости увеличивают до допустимых значений, указанных в таблице 2 или технологической документации на данный вид работ.

Для литых смесей с пониженной температурой укладки проведение дополнительных мероприятий по снижению температуры хранения и транспортирования не требуется.

11.5 Время, прошедшее от производства литой смеси на асфальтосмесительной установке до полной выгрузки ее из мобильного кохера при укладке в покрытие, не должно превышать 12 ч. В исключительных случаях, при выполнении рекомендаций по снижению температуры смесей в период длительного хранения (транспортирования), допускается увеличивать это время до 15 ч.

12 Гарантии изготовителя

Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие выпускаемой смеси по температуре, составу и показателям требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения правил ее транспортирования и укладки в покрытие.

Потребителю или перевозчику литых смесей запрещено изменять состав литой смеси после завершения процесса ее производства лутем введения в мобильный кохер вяжущего, нефтепродуктов, пластификаторов, смол, минеральных материалов и прочих веществ с целью изменения вязкости литой смеси или свойств литых асфальтобетонов. Заданный состав литой смеси должен обеспечиваться только в процессе ее производства на асфальтосмесительной установке.

Рекомендации по выбору классов асфальтобетонов по истираемости

Класс асфальтобетона по истираемости указывают в проектной и/или контрактной (договорной) документации.

Классы асфальтобетона по истираемости подразделяют а соответствии с таблицей АЛ.

Таблица АЛ —Классы асфальтобетона по истираемости

Источник

Оцените статью
Вопрос - ответ
Adblock
detector